Друзья, каждый из нас участвует в многочисленных встречах, на которых должно быть принято какое-то ГРУППОВОЕ решение. Будь то работа (например, где проводить или не проводить новогодний корпоратив) или дома, на семейном совете решить важный вопрос. 

Процесс принятия группового решения непростая задача и осложняется она наличием разных точек зрения и, чем больше группа, тем больше различных «за» и «против». Облегчить этот процесс поможет фасилитация. Не пугайтесь, этого «зверя» вы точно знаете. Достаточно вспомнить любое разговорное телешоу. Люди высказывают свое мнение, приводят аргументы. Нет балагана… Нет, такое шоу рейтинг не обеспечит. Нужен балаган! Нужен спор, нужны полярные точки зрения. А вот управляет всем этим процессом – фасилитатор или модератор, он же ведущий. (Дочитайте до конца, чтобы уловить разницу)

Фасилитация – очень эффективный инструмент для мозговых штурмов, создания стратегии, видения, ценностей, правил и т.д. Обратите внимание в перечисленных примерах не может быть правильного решения. Правильным будет то, к чему пришла группа и то, о чем группа договорилась. 

В классической фасилитации фасилитатор знает, что должен быть результат и его задача помочь группе его сформулировать/создать, но фасилитатор не знает какой качественно будет результат: КАКИЕ ценности определит группа или КАКАЯ будет стратегия продвижения нового бренда от команды маркетологов. Часто на подобные мероприятия приглашают фасилитатора, который в обсуждаемой теме не очень-то разбирается. В этом есть большая ценность, т.к. фасилитатор не использует свой опыт и тем самым не подталкивает группу к «правильному» решению. Задавая «очевидные» вопросы, фасилитатор стимулирует появление новых или нестандартных идей. 

В процессе фасилитации группа проходит (а фасилитатор помогает ей в этом) 4 стадии:

1. Ознакомление со спектром разных точек зрения

2. Построение общей платформы взаимопонимания

3. Выработка взаимоприемлемых решений

 4. Завершение дискуссии

Управлять групповой дискуссией совсем не просто, как может показаться на первый взгляд. Это искусство. Есть принципы, инструменты и техники, которые позволяют освоить его. А мы с удовольствием поможем в этом.

Часто на крупных обучающих мероприятиях в компаниях во время практических отработок в группах назначается ведущий, и его задача состоит в том, чтобы группа выполнила упражнения в соответствии с инструкцией или сценарием (отработать маркетинговую стратегию или возражения по конкурентам). Т.е. задача ведущего привести группу к ИЗВЕСТНОМУ ожидаемому результату. Это называется МОДЕРАЦИЯ процесса, когда вы знаете очередность предоставления слова выступающим, подводки к теме и выводы, к которым необходимо прийти. И в этом ключевое отличие от фасилитации, хотя инструменты управления группой очень похожи. 

Бывает, что упражнение подразумевает некий поиск идей, но ведущий точно знает «буйки, за которые не заплывать». Я называю это фасипуляцией😊..